Вы находитесь на сайте Культуролог
Присылайте свои отзывы, комментарии, статьи: kulturolog@narod.ru
В раздел СЦЕНАРИИ |
На Главную страницу (к другим разделам сайта) |
Всемирный экономический кризис как
кризис отжившего мировоззрения
Батурин В.К., доктор философских наук, академик
РАЕН
В настоящее время мировой глобальный кризис чаще всего рассматривается как кризис экономический и финансовый. Нет ничего более далекого от Истины, чем утверждения подобного рода. Начнем с того, что мировой кризис потому и разразился, что человечество слишком надолго задержалось в принципиально отжившей, экономоцентристкой своей онтологии. Причем абсолютно неважно, в какой конкретно экономике мы все задержались – Смита, Кейнса или Хайека. Важно только то, что человеческое сообщество до сих пор соизволило пребывать в онтологических конструкциях, генерированных господствующим экономическим началом.
Если быть еще
более точным, то даже не в экономических, а, по Аристотелю, - в хрематистических конструкциях,
принципиальная особенность которых
состоит в том, что главной целью ведения хозяйственной деятельности объявляется
не удовлетворение насущных потребностей с наименьшими затратами (как в
экономике, по Аристотелю), а наоборот,
максимально затратная практика для безграничного личного эгоистического
обогащения. Нравится нам или нет, но мировое сообщество проживает в настоящее время в онтологии именно Хрематистики, фундаментальной
особенностью которой (и именно это замечательно понимал еще великий
Аристотель!) является только один
глобальный процесс – постоянного катастрофического саморазрушения со все
нарастающими последствиями и проявлениями. Замечательный по своей онтологии Мир
мы построили! Вы видели где - нибудь идиотов, которые
бы при построении своего дома или коттеджа
умышленно бы воздвигали его принципиально саморазрушающимся, причем со все большей
интенсивностью и скоростью? А вот человечество,
не услышав Аристотеля, построило именно такой себе экономический
(хрематистический) «домик» и тогда вовсе не надо удивляться, что его непрерывно
трясет и лихорадит. Или кошмарит, как
любят говорить наши отечественные лидеры.
Настала пора ясно и четко осознать, что любая, даже самая наилучшая экономика принципиально не способна
задать адекватную онтологическую конструкцию для существования Человека,
поскольку для решения этой принципиально целостной задачи у всех
экономик, вместе взятых, нет
достаточных средств и инструментов. Помните сказку о том, как из ничего
шили наряд голому королю? Так вот, эта
сказка именно про экономистов как таковых.
Уважаемые экономисты принципиально не должны решать задачи подобного
класса - сложные и целостные
о базовых цивилизационных
практиках человека, о целях развития мирового сообщества, о том будущем,
которого нам всем бы хотелось достичь, о правилах поведения и ценностях человека на этой планете. Все это принципиально мировоззренческие,
принципиально философские материи, а вовсе не экономические. Последний тезис
требует развернутого своего рассмотрения.
Напомним, что
онтология – философское учение о
фундаментальных принципах бытия
окружающего нас мира, существования и активности самого человека, а так
же того общества, которое по определенным правилам и началам, всегда принципиально ценностным, построено и функционирует. Из этих трех основных онтологических «заготовок» - мира в целом, человека,
общества могут быть сконструированы и
реализованы совсем разные
цивилизационные конструкции, в том
числе и для осуществления хозяйственных деятельности. Какие? Социальная
философия открыла только две принципиально отличные друг от друга
онтологические модели общества – коллективистскую (мутуалисткую, солидарную) и
эгоистическую (конкурентную). Если анализировать подобные онтологические модели
применительно к человеку, то за всю
историю мирового развития, с точки
зрения философской антропологии, было
генерировано всего лишь семь подобных конструкций – человек мифологический,
философский, теологический, научный, экономический, экономический играющий, человек глобального информационного общества (последняя модель
человека фактически еще только становится, зарождается). Каждая из этих моделей обладает своей
собственной тонкой структурой; например, для построения той или иной модели
экономического человека важно ответить на вопрос о том, кто будет признаваться
в качестве хозяйствующего субъекта. Если
им признается отдельный индивид (Дж.Локк, Т. Гоббс, А.Смит, Д. Риккардо), мы
попадаем в англо – саксонскую онтологию экономического человека с его
неограниченным и все разрушающим
индивидуальным эгоизмом. Если в качестве хозяйствующего субъекта признается
общество (народ) в целом (Г.Гегель, Ф. Лист), мы попадаем в онтологию
экономического человека немецкой
исторической школы экономики (такова была онтология, например, СССР).
Какая
онтологическая модель человека реализуется сегодня? К сожалению, самая
наихудшая – модель играющего экономического человека, которая, по своей сути – модель, онтологический дом
для… паразитария, который для своего личного обогащения играет (спекулирует) на биржах, в банках
и не приносит вообще никакой пользы для общества. Этот феномен еще в девятнадцатом веке замечательно описал Т. Веблен в своей «теории неработающего класса». Об
этом же в свое время были сказаны
великие и пророческие слова Ф.М. Достоевского: «в мире ныне господствуют «несвятые святыни». А разве не предупреждал
всех нас К.Н. Леонтьев о том, что «на Западе возобладал самый худший сорт людей
– буржуа»? Разве мы вняли выводам отечественного
философа А.С. Хомякова, утверждавшего, что католицизм
перенес в святилище веры полный механизм банкирского дома и произвел на свет божий ту онтологию, которая стала господствующей
сначала в Европе, а затем и в
определенной части всего мира (слава богу, что не везде)? Вот почему Ф.М Достоевский совсем не
стеснялся называть Запад самым богатым в
мире… кладбищем, а А.И.
Герцен констатировать, что «Европа
успокоилась в мещанском своем устройстве».
Теперь зададимся таким же вопросом об онтологической
модели общества - какая
из них является ныне
господствующей? Тоже, к сожалению, принципиально наихудшая, поскольку
современный мир – это по прежнему тот
самый мир, который онтологически построил
еще шотландец Джон Ло (1671 –
1729) в семнадцатом веке! Да – да, все мы живем в Доме, построенном именно Дж. Ло на таких «замечательных» принципах и началах, о которых следует
сказать несколько слов. Он «открыл» для человечества якобы вторую Индию в форме
всемерного развития именно того, что ранее, начиная с Аристотеля, запрещалось и сдерживалось,– развитие банков и
кредита как лучший способ… увеличения денег. Именно Дж. Ло – тот самый финансовый
авантюрист, который под бизнесом стал понимать некую чисто финансовую
спекулятивную игру; именно он -
создатель спекулятивных ценных бумаг и
первых финансовых пирамид («Всеобщий банк», «Мобильный кредит» и др.); именно Дж. Ло, наконец, – «изобретатель»
бумажных денег (для бедных), а так же всякого рода акций в противовес якобы деньгам для богатых
(золота), после появления которых, согласно его воззрениям, сразу же наступит
эпоха всеобщего благоденствия и процветания, ибо все станут членами ассоциации держателей акций и с
помощью чего мир сможет навсегда победить буржуазную конкуренцию. Чисто денежные инструменты как спасение, на
самом деле, стали инструментом
превращения справедливого товарного обмена в непрерывный обман и несправедливое
обогащение именно тех лиц, которые вообще не участвуют ни в каком труде.
Итак, мир для
паразитариев – вот в каком и сегодня мире мы все проживаем; именно этот мир Дж.
Ло и разваливается на наших глазах.
Удивляться следует здесь только одному
– как все- таки долго он сумел продержаться! Удивляться надо
и нашей невежественной слепоте: что, о принципиальной пагубности финансово – спекулятивных онтологий никто мировое сообщество не
предупреждал? А Буагильбер и Оуэн, они разве не об этом говорили, утверждая, что
деньги - крайне опасное искусственное мерило стоимости, вытеснившее
мерило естественное – сам реальный труд? Только кто их услышал; в
дальнейшем цивилизационном развитии все получилось прямо – таки по А. Швейцеру: «Человек овладевает природой,
еще не научившись владеть собой». Что ж тогда удивляться, что мы кошмарим и мир, и самих себя по полной программе, «без перекуров» в погоне за эгоистическими, принципиально
разрушающими ценностями, которые ценностями вовсе и не являются? И вообще, как можно признать мир начала ХХI века более или
менее временем современным, если
мировое сообщество живет по правилам
экономических практик, установленных
еще в древнейшие времена? Если говорить
о принципах рыночного фундаментализма в их научно осмысленной форме,
например, то все они по своей сути -
«продукты» Новоевропейского времени 16 – 18 веков, которые и до сих пор
«правят бал» в качестве якобы
объективных законов развития и функционирования общества. Можно со всей
определенностью и с сожалением
констатировать: двадцать первый век…
вообще еще не наступил, он лишь длит времена
века шестнадцатого!
Сколько времени еще нужно всем нам, чтобы
осознать, что пора, наконец, начать демонтировать нами самими принятую и до сих пор действующую, но принципиально
негодную для всех саморазрушающую либерально
– рыночную онтологию, ярким примером максимально - уродливого воплощения которой и является пресловутая концепция однополярного мира? Пора, наконец, осознать, что современный
глобальный кризис – это кризис Человека
вообще, который за все тысячелетия своего существования пока так и не получился, пока так и не смог состояться; словами
нашего великого соотечественника Ф.М. Достоевского: «человек - это пробное
существо, созданное в насмешку»; с этим тезисом трудно пока не согласиться.
Чрезвычайно
важен и другой вопрос: а какая онтология мира, общества и человека будет
наиболее приемлемой и адекватной? Ясно, что ответ следует искать на пути к максимальной полноте и целостности подобного
рода цивилизационных конструкций. Необходимо четко осознать: даже самая
совершенная экономика – это, на самом деле, – тоже некая философия, но только всегда принципиально
примитивная, неполная, учитывающая только хозяйственные процессы и явления,
такие же связи и отношения, к которым все многообразие мира, человека и
общества никогда не сводилось и не сводиться.
В этом отношении мы все и сегодня живем в том Онтологическом Доме,
которые построили такие замечательные
«философы» как … торговец, ремесленник,
ростовщик, крестьянин, и, что самое
отвратительное, как уже отмечалось, –
паразитарий.
Века господства чистой экономики в построении онтологических моделей мира,
человека и общества необходимо незамедлительно раз и навсегда прекратить. Нужны
совершенно иные - принципиально – целостные, одновременно политологические, философские, социологические, геополитические,
этико-нравственные, культурологические, антропологические, психологические
подходы онтологического производства мира для человека. Но как раз такого - всеохватного,
целостного, общесистемного
цивилизационного проектирования
Мировой Онтологии у человечества
на протяжении всей его истории еще никогда и не было! Мир людей – действительно конструктор,
его можно собирать совершенно по - разному, и та конструкция мира, которая господствует ныне давно исчерпала
себя, необходима принципиально
другая Онтология мира в целом, вот и все. Сами люди
(отметим, что далеко не каждые) сначала строят некую онтологическую модель мира в соответствии со своими ценностями, а затем «выпускают» в этот построенный
Онтологический Дом других людей (как рыбок в аквариум). Вернее сказать, людей в той онтологической их модели, которая
подходит более всего тем, кто как раз и
занимается подобным конструированием - как самого Дома
(Проекта), так и его обитателей. Это
значит, что сначала нужно очень предметно разобраться с самим замыслом
проектируемой Цивилизации, не
сводящийся только к экономическому началу, о чем выдающиеся умы человечества писали уже не раз. Они же отчетливо понимали и то, какими гигантскими
должны быть усилия человека, чтобы сделать
это по настоящему достойно. Наш великий
философ Н.А. Бердяев, например,
предложил в свое время гениальный
план Эсхатологической Метафизики, суть которого в самом простом изложении такова: человек довел
мир, в котором живет, до
предельного - разрушительного и
гибельного – состояния. Настала пора человечеству объединять свои усилия для
героического поведения всех ради
только одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося
Апокалипсиса.
Других, более
легких и мягких (негероических)
сценариев у человечества уже не
осталось. Такая вот философия
получается.