Вы находитесь на сайте Культуролог
Присылайте свои отзывы, комментарии, статьи: kulturolog@narod.ru
Андрей Карпов
Как преподавать литературу сегодня?
Проблема школьного предмета
«литература» - чисто методологическая. Какие задачи ставит перед собой этот
предмет? Ознакомление с литературными произведениями должно занимать среди них
чуть ли не последнее место. Сколько уроков посвящено разбору сюжетов и героев,
причём часто в схемах, предложенных критикой ещё девятнадцатого века. А ведь
культурный контекст давно поменялся. Наиболее существенными здесь являются
следующие моменты:
1) социальная структура
постсоветского общества никак не пересекается со структурой, отражённой
классиками русской литературы, включая даже произведения советского периода
(например, «Поднятую целину»). Даже нынешние бедность и богатство не имеют
ничего общего с той бедностью и богатством. Тогда это был удел, родовая
неизбежность; сегодня же все прошли через задекларированное равенство и
равенство это ещё свежо в памяти.
2) Пришла эпоха
электронных СМИ. Информация стала доставляться на дом, при этом от человека не
требуется дополнительных усилий – включи и потребляй. Высвободилось время,
ранее затрачиваемое на эти усилия. Теперь можно одновременно смотреть телевизор
(слушать радио) и делать что-то ещё. Чтение задействует время потребителя
(читателя0 полностью. Т.о. чтение здесь проигрывает.
Ещё один существенный
сдвиг – в сторону музыкальной формы потребляемой информации. Ранее музыка была
такой же роскошью, что и чтение, если даже не большей. Сегодня музыка
сопровождает человека в дороге, на работе, в быту. Никогда ранее (до эпохи СМИ)
человек не потреблял столько музыки. Музыка, в отличие от чтения, напрямую не
загружает сознание, поэтому она воспринимается легче, чем текст, а в виду её
доступности конкурентное давление музыки весьма ощутимо. Чтение и здесь
проигрывает.
3) Отдельно следует
выделить Интернет – как реальное (а не виртуальное!) воплощение свободы. В том
числе как свободы творчества, так и свободы ухода от творчества. Интернет-среда
всегда готова предоставить удобные информационные блоки в ответ на любой
запрос. Интернет обеспечивает и доступность литературных произведений.
Литература уже не может быть втиснута в рамки хрестоматий и основных курсов.
4) Наконец, надо
отметить, что сегодня культурное бытие человека протекает в агрессивной
рекламной среде. Основное влияние рекламы на культуру восприятия текста – это
фрагментализация и, как следствие, упрощение (впрочем, не всегда). Идеальный
текст с точки зрения рекламы – афоризм. Желательно со смешком. Реклама
разъедает серьёзное отношение к материалу.
Какие задачи должен
решать предмет «литература» сегодня?
1) Развивать умение
чувствовать слово. Слово имеет свою внутреннюю музыку, её надо уметь услышать.
А чтобы этому научиться, необходимо умение слагать слово, а не просто
произносить текст.
2) Необходимо научить
детей отличать художественное, литературное слово от обыденного. Показать,
насколько интереснее, глубже и ярче становится текст от вкрапления в него
художественных элементов.
3) Развивать вкус: дети
должны получить навык различения высокохудожественной литературы от
литературных поделок.
4) Научить детей читать
тексты, то есть воспринимать знаки культуры, архетипы и символы. В идеале дети
должны чувствовать, когда ими пытаются манипулировать с помощью слова.
Литература должна сделать человека более защищённым от духовных агрессий.
Сохраняются и две более
общие задачи:
- литература должна
помочь ребёнку полюбить чтение, приучить его работать с текстом;
- литература должна быть
«волшебными очками», позволяющими отличать добро ото зла.
При этом решать эти
задачи надо осторожно, мимоходом, избегая назидательности и обязаловки.
Обучение детей младшего
школьного возраста целесообразно начинать и строить вокруг поэзии. Естественные
ритмика и мелодика языка входят в жизнь ребёнка вместе с потешками и детскими
песенками, поэтому поэзия в раннем детстве гораздо более естественный элемент,
чем в старших классах. В конце концов надо учить детей писать стихи – ведь учим
мы школьников рисованию, а ведь по сути одно никак не сложнее другого.
Стихи – это синтез, в
старших классах центр тяжести целесообразно перенести в сторону анализа.
Понимание качества текста, авторского инструментария возникает на пересечении
текстов между собой. Интересно столкнуть рекламные слоганы и газетные материалы
с большой литературой, можно найти сходную проблематику, но выводы и глубина осмысления
окажутся показательны. Книга должна дискуссировать с телевизором, тогда она
будет живой. Интересно дать детям поработать с текстами современных шлягеров,
они должны сделать для себя открытие, какие приёмы необходимы, чтобы текст так
крепко навяз на зубах. Тут можно подключить целый пласт истории песни, ведь и
вся поэзия в целом имеет песенное происхождение. С выводами, я думаю, дети не
ошибутся.
Количество произведений
крупных форм, обязательных для изучения в школьный период, желательно сократить.
Нет такой задачи - вместить всё лучшее нашей литературы в школьный курс. Не
стоит лить слёзы над тем, что дети не ознакомятся с ещё одним кладезем
гениальности наших классиков – или мы не верим, что мы прививаем им любовь к
литературе? Если нам это удаётся, то дети всё лучшее прочитают и сами, а если
нет – то принуждая к чтению, мы вызовем лишь отторжение и данного классика и
литературы как таковой.
При этом чтение должно
быть сконцентрировано во внеурочное время. Результат освоения должен сдаваться
письменно – например. По следующей схеме: ребенок самостоятельно выбирает тему,
потом – совместно с педагогом составляет план работы. Это приведёт к тому, что
даже при доступе к Интернету ему придётся работать с материалом, компилировать
тексты, а не просто списывать уже готовое.
Я думаю, ещё много чего
можно взять на вооружения нашим учителям. Главное сменить установки и увидеть
сегодняшний день. Кардинальное отличие литературы от других школьных предметов:
те нарабатывают знание, а литература – отношение, а в конечном счёте – самого
человека, обеспечивает его духовный рост. В этом её исключительность и
ценность. Но сейчас её КПД стремится к нулю. Потому что она не осознаёт ни чем
занимается, ни ради чего. У нас ещё есть шанс всё изменить.
***
Список доброкачественной удожественной литературы, рекомендованной для чтения в наше дезориентированное время.