Вы находитесь на сайте Культуролог
Теремок
Ещё одна сказка-считалочка, сказка-развлекалочка. К теремку подходят
все разные, так здорово говорить за них на разные голоса, - детишки радуются.
А если задуматься, в сказке – загадка на загадке. Первая: сам теремок.
Что он такое, откуда взялся? Стоит в поле, у всех на виду и – пустой.
Существуют варианты, снимающие эту несуразицу, только тогда это уже и не
теремок вовсе, а рукавичка или, скажем, кувшин. С ними всё просто: ехал мужик,
обронил с воза и не заметил. Правда,
можно сказать, что варианты эти -
довольно поздние. Изначально в сказке людей не встречалось, а сказки про зверей
– самые древние сказки, несущие в себе архаические взгляды на мир. И если более
позднее сознание нуждалось в рациональном объяснении появления теремка,
архаическое строилось совсем на других принципах. Оно оперировало не
определениями, а символами. Вот и теремок – такой символ. Что видел в теремке
наш предок, сочиняя эту сказку, гадать не берусь. Более интересно посмотреть,
можно ли прочитать его в христианском ключе.
Итак, стоит в поле теремок – явное чудо, и подходят к нему разные
звери, вернее, начинается всё с насекомых: муха-горюха, блоха-попрыгуха,
комар-пискун. Ну, эти, понятно, в любой теремок влезут. Потом появляется
мышка-норышка. И ей теремок подходит. Дальше – лягушка-квакушка. А ведь в
теремке ей целый завтрак собрался: муха, блоха, комар. И этот завтрак зовёт:
«ступай к нам жить». Враг прощён и уважен. Лягушка лезет в теремок, оставив за
порогом все скользкие мысли. Начинается другая жизнь.
Исходные размеры теремка невелики – не случайно поздний вариант делает
из него рукавичку. И вот прискакал зайка-поплутайка. Его габариты к теремку
явно не подходят. Что же, обитатели теремка его всё равно приглашают к себе, а
теремок вмещает и зайку, являя свои
чудесные свойства. Следом идут хищники – лиса и волк.
У волка и имя-то страшное –
«из-за кустов хватыш», но не пугаются насельники теремка его имени. Теремок укрывает всех, лиса мирно уживается
рядом с мышкой, а волк – рядом с зайцем. Нет жертв, нет преследования; теремок
являет собою иное пространство, иной способ организации мира.
Но в то же время дверь в это инобытиё открывается из нашей
повседневности. Теремок доступен каждому, кто постучится, а потому – уязвим.
Рано или поздно приходит медведь.
Медведь – самое грозное животное русской земли. От разъярённого медведя
спасения нет – убегающего догонит, речку переплывёт, на дерево влезет. В
ближней схватке один на один у медведя преимущество – у него зубы и когти,
оставляющие глубокие раны, страшная сила и внушительный вес. И сегодня охотник, выходящий на медведя с ружьём, в
какой-то степени рискует жизнью, что говорить об охотнике доогнестрельной
эпохи.
Современная культура подарила нам милого мишку – сколько детишек
засыпает, уютно обхватив ручками плюшевого медвежонка. За Винни Пухом стоит
целая индустрия, почти как за Микки Маусом. Мультипликационные медведи
добродушны и симпатичны. Реальный же зверь свиреп. И наши предки, встречавшие
медведя в соседнем лесу, об этом были прекрасно осведомлены. Они называли его Хозяин, относились к нему с
почтением и страхом. Что, правда, не
мешало им устраивать медвежьи охоты; но
зато они при этом никогда не именовали
его напрямую, а говорили иносказательно - чтобы он не узнал и не затаил зла, - как Хозяину леса медведю приписывались сверхъестественные
способности. Само слово «медведь» есть результат подобного иносказания – тот,
кто ест мёд. Подлинное, древнее имя животного оказалось забыто.
Поэтому неудивительно, что медведь
в народных сказках так разительно отличается от медведя из сказок
литературных. В «Теремке» медведь –
воплощение зла. Это тёмная, древняя сила, пришедшая разгромить небывалое
мироустройство. Медведь не просится в
теремок, он даже не даёт пригласить себя к новой жизни. Не будучи ничем
спровоцирован, он сразу же разрушает, как бы реализуя программу,
заложенную в его «титуловании» - «всех
вас давиш». (А ведь волк от своей негативной программы отказался!)
Разрушение медведю даётся легко, противостоять ему никто не смеет.
Сказка кончается печальной нотой. Впрочем, звери погибают только в одном из
вариантов, в остальных им удаётся спастись. Но теремок своё существование
прекращает.
С некоторыми оговорками в теремке можно увидеть символ Церкви. Он
появляется в нарушение природной, естественной закономерности – теремок в поле
не к месту. Также и Церковь учреждается не в силу развития человеческого
общества, а прямым вмешательством Божиим. Церковь являет собой иную организацию
бытия, иные принципы, чуждые житейскому рассуждению. Также и теремок меняет
обычные повадки животных. Церковь принимает каждого, оставившего прежнюю жизнь,
через покаяние. И в теремке находится место любому. Церковь несёт людям радость
и умиротворение. И в теремке царит мир,
в некоторых же вариантах насельники довольно поют. Церковь претерпевает
гонения, и теремок разрушается. Однако «врата ада» Церкви не одолеют, теремок
же пал. Правда, в этом можно увидеть иллюстрацию тому, что до преображения всей
твари Царство Божие на земле построить нельзя. Во всяком случае, сказка учит,
что любовь и взаимопонимание возможны, а также что они заслуживают бережного
отношения. Не надо быть медведем – и теремок устоит. Христиански правильная
сказка.