Вы находитесь на сайте Культуролог
Козлята и Волк
Нынешняя популярность сказки «Козлята и волк» (другое название – «Волк
и семеро козлят») основывается на
нехитрой морали, которая, кажется, лежит на поверхности: нельзя открывать дверь
чужим. В наше сумасшедшее время правило это актуально и необходимо, а поскольку
человек склонен придавать текущему моменту наибольшее значение, мы уверены, что
сказка говорит именно это, да и сама она сложилась как художественная иллюстрация к данной мысли.
Между тем, «Козлята и волк» - древняя сказка; наш предок, её сложивший,
жил совсем в другом мире, и заботы у него были другие, так что и сказка эта –
совсем о другом. Прислушаемся к ней.
Лес. В лесу стоит избушка. В избушке живёт коза со своими детушками.
Первое, что бросается здесь в глаза: коза – домашнее животное
человека - обходится здесь без своего
хозяина. Более того, она живёт особняком, в довольно глухом месте.
Единственное, что можно довольно легко объяснить, это - лес. Коза – животное
неприхотливое, быстро привыкающее к новой обстановке, довольствующееся скудным
кормом. Лес беден на травы, но эта бедность козе не помеха, - она своё найдёт.
Ещё один вопрос. Традиционно козлят в сказке семеро. Но ведь за одно
ягнение может быть максимум пять козлят. Современный зоотехник об этом знает, а
наш предок, выходит, и не догадывался?
Коза уйдёт в лес пастись, а
детки дома сидят, из избушки не выходят. Придёт обратно – песенку споёт, детки
узнают маму и отопрут дверь. Песенка работает как пароль. Традиционная культура
сталкивалась с проблемой распознавания. Расширение пространств обитания и рост
населения привели к необходимости отличать своего, которому можно доверять, от
чужого, которому доверять, само собою, не следует. Для этой цели использовались
вопросы-загадки, на которые свой человек должен знать правильный ответ. Песенка
Козы - своего рода подобный развёрнутый
ответ, это понятно. А вот что странно: почему козлятам надо услышать маму?
Видимо, они не могут на неё посмотреть.
Что же это за избушка такая?
Рациональных ответов два. Дом козлят – именно что дом козлят, закут. А какие в закуте могут быть окошки?.. Или
– сказка древняя, в те времена оконных стекол не знали, слюдяные окна были лишь
во дворцах, а через традиционный бычий пузырь много ли увидишь, - свет
проходит, и ладно. Да и оконце делалось повыше, чуть ли не под самой крышей,
чтобы зверь в него не залез.
Волк подслушал песенку Козы и вздумал её повторить. Но козлята
распознали подлог – и голос у Волка грубый, и текст переврал. Так дверь ему и
не открыли. Современная редакция сказки для самых маленьких на этом месте и
обрывает сюжет. Задача выполнена, правильная модель поведения озвучена. Но
сказка продолжается.
Волк идёт к кузнецу и просит перековать ему горло.
Кузнец в архаичной культуре - фигура довольно зловещая. В кузнице горит
огонь, жарко. Труд кузнеца тяжёл, а потому кузнец должен быть недюжинной силы.
Наконец, из-под молота выходят знаковые
вещи – гвозди, без которых не построишь избы, плуг, без которого не вспашешь
поля, оружие, - всем кузнец нужен, но в общине он как-то сбоку, ровно как
кузница оказывается в стороне от
деревни. И наивная мысль делает
единственно возможный для неё вывод: кузнец знается с потусторонними силами,
иначе и эта кузнецова жизнь на особицу была бы невозможна.
Перековать горло Волку такому кузнецу-колдуну пара пустяков. А Волк –
не дурак: как догадался перековать горло, так и песенку Козы выучил правильно.
И вот результат: козлятам ничего другого не остаётся, как открыть дверь.
Эта сказка не знает чуда. Она глубоко логична и логика эта нигде не
сбоит. Одна сцена следует за другой с той же неумолимостью, с какой жизнь то и
дело тыкает нас носом в результаты наших поступков. Козлята съедены, уцелел
только один козлёнок, спрятавшийся в
печке, поскольку сказке нужен свидетель. Волк его не искал; видимо, число семь
превышало его способности к счёту.
Стоит задержаться и обдумать, что же всё-таки произошло.
Предосторожность оказалась тщетной, песенка-пароль не уберегла. Зло коварно, а добро наивно, и поэтому зло
побеждает. Вывод, который отсюда можно сделать: против зла не существует
надёжной защиты. Но злу можно отомстить.
Коза находит Волка и приглашает его гулять. В другом варианте сказки
приглашение исходит от Волка. Как бы то ни было, по пути им попадается яма, в
которой горит костёр, - видимо, не случайно, - скорее всего, Коза знала, куда
ведёт своего врага. Она предлагает Волку прыгнуть через костёр. Тот не
отказывается. Почему? Неужели такой вид досуга может быть ему в радость?
Отказаться он просто не может.
Прыгать через костёр – обряд древний и глубоко языческий; точный смысл
его сегодня, пожалуй, и неизвестен. Возможно, обряд использовался при
инициации, -посвящении юношей и девушек в полноценные члены племени. Огонь
костра означал присутствие на земле (именно здесь и сейчас) высших сил. За
огнём признавалась очистительная сила. Но костёр и воплощённая в нём опасность
могли быть и вышним судом. Костёр сам выбирал себе жертву, определяя ей тем
наказание. Отказаться от испытания огнём было нельзя – за это могли убить на
месте, могли изгнать с позором и навсегда.
Волк не мог отступить, это означало бы смерть. Но и обмануть высшие
силы не получилось, - он падает в костёр, его брюхо лопается от жара, и козлята
возвращаются к нам живыми и невредимыми. Зло наказано, сказка свою задачу
выполнила. Но это – только внешний план.
Что означает чудесное избавление козлят? Каким бы страшным хищником ни
казался нам волк, повадки удава ему не свойственны – глотать свою жертву
целиком он не может. И наши предки знали это ещё лучше нас.
Сказка имеет символический подтекст. Козлят именно семь, поскольку
число семь в языческой культуре сакрально. Оно означает законченность, полноту – семь нот, семь
цветов радуги, семь дней недели, семь планет (древние Плутона не знали, Земля
же в счет не шла). Сказка называется «Козлята и Волк», именно то, что
происходит с козлятами (а не с Козой), имеет значение. Но что символизируют
козлята?
А ведь козлёнку можно дать и такое определение: козлёнок – агнец от
козы. Это ведь сейчас ягнятами (агнцами) называют детёнышей лишь овечьего
племени, а в древности имя агнцев носили как ягнята, так и козлята. «Агнец» –
слово, однокоренное со словом «огонь». Оно означает – «жертвенное
животное», ведь жертва со времён Авеля
приносилась через сожжение.
В сказке козлята не сгорают, их ест Волк. Можно предложить два толкования.
Первое: Волк – воплощение зла – похищает жертвенных животных. Кстати,
объясняется и уединённый образ жизни Козы, - животные, предназначенные к
принесению в жертву, должны были пастись отдельно. Преступление Волка – далеко
не обычный грабёж, ведь козлят – семь, а это означает, что задачей зла было
лишить мир возможностей жертвы как таковой. Фокус, понятно, не проходит.
Второе истолкование. Поедание Волком козлят и есть символическое
изображение принесения в жертву. Почему здесь участвует именно Волк, можно
понять, расшифровав символику Козы.
Святые дни между Рождеством и Крещением (по-простому - Святки) знают два обряда колядования. Один
– христианский: хождение со звездой, исполнение духовных песен. Второй –
языческий, когда по дворам ходили ряженые. Маски могли меняться, но маска Козы
в этом славянском карнавале должна быть всегда. Иногда в действии участвовала и
живая коза. Её водили по полям, приговаривая «где коза, там и жито». Отсюда
видно, что образ козы связан с культом плодородия. Эта связь возникла в наивном
(а вернее – в недалёком) языческом сознании из сравнения козы с другим домашним
скотом: коза оказывается наиболее плодовитой – приносит до пяти козлят, а
ягниться может два раза в год.
Но вспомним мифологию вокруг плодородия у других народов. Например,
греческий сюжет с Персефоной. Властитель царства мёртвых, Аид влюбляется в
Персефону, дочь Деметры, богини плодородия и земледелия, и похищает её. Деметра
горюет и земля перестаёт родить. Приходится вмешиваться Зевсу, который обязывает
Аида отпустить Персефону к матери. Но хитрый Аид устраивает так, что Персефона
вынуждена вернуться к нему. С тех пор она две трети каждого года проводит с
Деметрой на земле, а потом возвращается в подземное царство, и тогда наступает
зима.
Подобная история, связывающая природные циклы с царством мёртвых,
встречается во многих культурах. Наши козлята ей вполне соответствуют. Волк –
посланник загробного мира – поедает козлят, символизирующих живоносную силу
земли. Козлята приносятся в жертву установленному порядку вещей, ведь и в
греческом мифе похищение Персефоны было санкционировано Зевсом. Но жизнь
возрождается; брюхо Волка лопается, и козлята возвращаются к матери.
Сказка глубоко языческая. Она сохранилась в культуре, так же как и
обычай рядиться на Святки, благодаря двоеверию – слабости русского народа, не
сумевшего переосмыслить своё отношение с природой в христианском ключе. Куда
как просто притащить в поле козу и считать, что так ты договорился с природными
силами и урожай у тебя уже в кармане. Человек охотно ритуализирует свою жизнь,
поскольку внешние действия даются гораздо легче духовной работы. Может быть, и
есть своя правда в том, что сейчас сказку всё чаще обрезают на первом эпизоде с
Волком. То, что происходит дальше, слишком чуждо современному человеку, который
всё-таки пока больше христианин, нежели язычник.