Вы находитесь на сайте Культуролог
Присылайте свои отзывы, комментарии, статьи:
kulturolog@narod.ru



В раздел ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ На Главную страницу
(к другим разделам)
Карнажицкая Т.В.


Культурология как парадигма  XXI века.

Одной из характерных черт нашей культуры является всеобщее стремление к реформированию и обновлению. Данные процессы охватывают практически все сферы культуры: от экономики до духовности.

Система образования, будучи одной из сфер культуры, с одной стороны достаточно устойчиво опирается на ее экономический фундамент, с другой стороны устремляет свои идеи к духовному совершенствованию всего человечества.

Само понятие «образования» для понимания его современным человеком представляется несколько неточным, что вызывает необходимость уточнений всякий раз, когда  речь идет о совершенствовании человека в целях его социализации.

Образование есть только половина процесса, одна грань того, что подлежит рассмотрению в данном случае, заключающаяся в усвоении некоторой конкретной информации, необходимой, чтобы человек стал востребованным членом социума.

Другая сторона - воспитание, которое можно определить  как комплекс процессов зарождения, формирования и развития конкретных личностных качеств, лежащих в основе формирования мировоззренческой позиции человека.

В последнее время в педагогике и психологии рассматривается ещё одна грань того же процесса, называемая формированием и развитием личности. Таким образом, под понятием "образование" сегодня мы понимаем синтез сразу трёх образующих: образования, воспитания и становления. Такое триединство неслучайно и имеет конкретную связь с тем, что реально происходит в культуре. Рассмотрим некоторые процессы, ясно прослеживающиеся в системе образования сегодня.

Во-первых, - это интеграция образовательных и научно-исследовательских задач. Исторически образование в основном сводилось к усвоению некоторого знания молодым поколением и совсем не отождествлялось с познанием. В более отдалённые эпохи образование считалось уделом юных, а познание, как деятельность, суть которой сводилась к исследованию и освоению неизвестного ранее, охватывало людей зрелого и более старшего возраста. Позднее стало общепризнанным, что учиться никогда не поздно. Именно тогда и возникло впервые осознание близости таких жизненно важных форм человеческой деятельности как познание и образование.

ХХ век, столкнувшийся с интенсификацией как процессов получения нового знания, так и процессов обновления и замены одного знания другим, со всей силой ощутил новую проблему, связанную с быстротечным устареванием информации. Сегодня уже не для кого не секрет, что учиться не только можно всю жизнь, но необходимо, иначе можно отстать, потерять квалификацию специалиста. Диплом, свидетельствующий о полученном образовании, сегодня требует дополнительного подкрепления. Такое подкрепление уже прочно вошло в нашу жизнь в виде курсов по переподготовке и повышению квалификации в специально созданных для этого учебных заведениях. Кроме того, всё больше появляется учебных заведений нетрадиционного типа (институт последипломного образования, институт современных знаний и т.д.). На первый взгляд напрашивается вывод о том, что высшее образование не является «высшим» и требует ещё «последипломного» подтверждения или дополнительного «осовременивания», так как знания, даваемые ВУЗами, не являются достаточными и современными…

Конечно же, это не так. Просто в данном случае мы имеем дело с устойчивой тенденцией к интеграции процессов добывания нового и усвоения уже имеющегося знания. Эту тенденцию можно так же увидеть на примере  изменений, связанных с реорганизацией ВУЗов и отражающихся в изменении их названий. Многие институты сегодня переименовываются в университеты, так как перестают быть лишь образовательными заведениями, а представляют комплексные объединения по подготовке не только специалистов конкретной области знания, но и, прежде всего, учёных-исследователей, способных творчески применять полученные знания, расширять и обновлять их.

Второй особенностью состояния современной системы образования является поворот от количественных характеристик информации, предлагаемой для усвоения, к её качественным характеристикам. Информация сегодня должна быть актуальной и обладать потенциалом востребованности в будущем. Такой потенциал должен служить базовой основой, необходимой "стартовой площадкой", способной обеспечить профессиональную самостоятельность будущему специалисту. Именно поэтому смещаются и некоторые критерии оценки знаний, главный акцент в которых сегодня делается не на объёме усвоенной информации, а на умении практически использовать её и творчески преломлять в различных условиях. В качестве примера можно назвать такие изменения в образовании как увеличение количества творческих работ учащихся и студентов, увеличение объёмов учебного времени, отводящегося на самостоятельную работу, появление новых форм учебной деятельности в виде диспутов, конференций, круглых столов и т.д.

Третьей особенностью современного образования является стремление к плюрализму и многообразию, связанное с предоставлением большей свободы и права выбора учителю и преподавателю. Наблюдать данные процессы можно на примере появления учебных заведений альтернативного типа (гимназии, лицеи, колледжи, школы различной ориентации) государственного и коммерческого обеспечения, расширение спектра факультативов и спецкурсов, разработанных по авторским методикам.

Четвёртой особенностью можно считать процесс гуманитаризации, начавшийся уже давно, но по-настоящему оцененный лишь сейчас. Знание, получаемое в процессе образования, должно быть не только востребовано обществом, но и максимально приближено к познавательным потребностям и практическим нуждам каждого человека. Познавая мир вокруг себя, человек хочет одновременно познавать и самого себя. Нужен такой подход к образованию, который способен обеспечить не только запоминание информации, но и переживание её, что обеспечивает в дальнейшем понимание этой информации и выработку осознанного отношения к ней. Один из путей -  это предоставление возможности каждому человеку самому задавать объёмы и темпы собственного обучения, выбирать уровень образования и спектр изучаемых дисциплин.

Пятой особенностью можно назвать стремление отойти от общего образования в сторону специального, профессионально ориентированного. Это не означает потерю интереса к общеобразовательным дисциплинам (например, философии), но требует некоторого преломления предоставляемых ими знаний под углом изучаемой специальности.

Шестым изменением можно назвать пересмотр "набора" изучаемых дисциплин. Этот процесс вызван интеграцией знания и является результатом всей динамики познания мира и себя человечеством. Разделение познания на отдельные области, называемые науками, всегда является условным. Исторически эта система всегда неустойчива, так как находится в тесной зависимости от социально-культурной среды: меняется среда - меняется структура научных областей. Сегодня ситуация такова, что возникновение новых областей в науке - реальность. Всё больше и больше появляется молодых наук, каждая из которых возникает не на пустом месте, а чаще всего является порождением так называемого "стыка" двух или более наук (социальная педагогика, креативная психология, философия искусства, этнопсихология, экоэстетика, социальная антропология и т.д.). Одной из таких наук является культурология.

Культурология, уже достаточно прочно вошедшая в современную семью наук, всё ещё остаётся предметом научного спора. Примечательно, что все споры о культурологии ведутся сегодня именно в среде образования. Постараемся проанализировать, что такое культурология с позиций нового в системе образования и наметить некоторые перспективы молодой науки именно с позиций образования XXI века.

Одной из наиболее острых тем всех споров о молодой науке является вопрос об её объекте. Если вспомнить определение, данное американским учёным Л. Уайтом, явившимся собственно "отцом" её названия, то культурология - это наука о культуре. Если проанализировать всё то, что сегодня мы относим к области культуры, а это религия, искусство, политика, экономические и правовые отношения, быт, этническое своеобразие, социально-общественные устои, языки и, наконец, сам человек, то сразу становится ясно, что культурология - это наука обо всём. Если же она обо всём, значит другие науки теперь не нужны, и человечество обречено  на познание мира лишь с позиций одной науки, а это просто невозможно.

Существует и другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что культурология - это наука о всеобщей ценностно-смысловой связи, обеспечивающей возможность человечеству выстраивать гармоничные отношения с миром и самим собой и осуществления совместной коллективной деятельности в целях существования человечества как ноосферы Земли (А.Я.Флиер).    Культурология - это не просто новая наука, это метод и средство познания и существования, особая система мировоззрения и мироосвоения. Рассмотрим более подробно перечисленные характеристики с позиций, описанных ранее изменений в образовательной системе.

До появления культурологии познание и образование рассматривались как отдельно существующие и преследующие разные цели процессы. Культурология впервые даёт новый метод образования, заключающийся в познании явлений не в качестве подлежащих отдельному рассмотрению, а изучаемых с позиций их ценностно-смысловой значимости в общей цепи событий. Такой метод даёт научное обоснование не только возможности, но необходимости применения межпредметных связей в образовании. Изучение явления в культурологическом аспекте предполагает параллельное включение только что полученного знания в общую систему представлений о мире. Другими словами, получаемая новая информация становится уже не только результатом образовательного процесса, но стимулом, отправной точкой, необходимой предпосылкой последующего познания.

Культурология, рассматриваемая как средство познания есть новый подход к качественным характеристикам получаемой информации. Сегодня вся получаемая информация в системе образования должна быть культурообусловлена и культуровостребована. Введение в систему образования дисциплин культуроведческого и культурологического направления является тем средством, которое призвано обеспечить культуровостребованность всему процессу образования в целом. Знание, преподаваемое с учетом его роли и места в конкретной культуре, способно не только  поднять статус знания вообще на более высокий уровень, но и способствовать дальнейшему единению процессов образования, воспитания и становления человека как личности, так как образование в данном случае выполняет функцию формирования мировоззренческой позиции личности, вооружая человека национальной идеей.

Культурология, являясь новой формой мировосприятия, может существенно повлиять на гуманитаризацию образования. Введение в систему образования предметов культурологического направления требует коренного пересмотра системы подходов к методам и формам гуманитарного образования в частности и признания необходимости создания совершенно нового поколения учебно-методических комплексов по обеспечению образования в целом. Знание, даваемое образованием, должно не только запоминаться и усваиваться, но и переживаться. Будущий специалист должен понимать знание, и уметь практически творчески применять его в конкретных условиях.  Совершенно очевидно, что такой подход требует ещё и новых критериев оценки уровня и адекватности выпускаемого учебным заведением специалиста.
 
Культурология есть новый способ мировосприятия, который заключается в таком отборе информации в целях познания мира, когда любое знание рассматривается с позиций возможности его использования в узко профессиональных целях. Образование, которое строится на комплексе обязательных дисциплин и дисциплин "для общего развития", к которому примыкает блок направленных узкопрофессиональных дисциплин, себя не оправдывает в наше время. Это вовсе не означает, что уже с самого рождения каждый человек должен получать образование, имеющее одну направленность. Скорее речь идёт о том, что даже самые ранние этапы образования должны быть нацелены на максимальную направленность образовательных процессов на инкультурацию и социализацию ребёнка.

Таким образом, культурологию можно рассматривать как новую парадигму в науках, направленных на изучение взаимоотношений человека с природой, самим собой, социумом, культурой, цивилизацией и космосом. Это новая область человеческого знания, достойного того, чтобы называться наукой. Конечно эта наука ѕ результат интеграции многих областей и направлений познаний человека, но именно такое объединение оказалось удачным синтезом, в результате которого миру явилась жемчужина, роль и значение которой по достоинству ещё не оценено. Однако научный потенциал культурологии велик. Об этом свидетельствует огромный интерес к этой науке со стороны молодых учёных и все большее увеличение направлений исследований, называемых уже культурологическими.  От того, насколько быстро система образования войдёт в новую парадигму во многом зависит и успех осуществляемой в ней реформы, без которой не возможно войти в XXI  век.

Автор - преподаватель Кафедры философии Белорусского Государственного университета культуры.
 

Читателю


Используются технологии uCoz