Вы
находитесь на сайте Культуролог
Слово о законе и благодати
митрополита Иллариона Киевского. Наследие отцов
Эта
торжественная проповедь, сказанная в храме святой Софии Киевской в присутствии
великого князя Ярослава, навсегда заняла первое и исключительное место как в
истории русского православного богословия, как в истории русской гомилетики,
так и в истории русской художественной литературы. С момента ее произнесения и
до сего дня русское богословие и русская художественная литература начинается с
этой проповеди. Как из маленького зерна вырастает прекрасный и полновесный
пшеничный колос, так из «Слова» митрополита Иллариона выросла вся русская
словесность. В чем же заключается исключительность «Слова о законе и
благодати»?
Эпоха XI века
Митрополит Илларион произносил свое слово в
удивительную эпоху. Всего лишь полвека
отделяло время произнесения его Слова от события, определившего судьбу всей
нашей Родины – от Крещения Руси: святой равноапостольный Владимир крестил Русь
в 988 г. от Р.Х., а митрополит Илларион произносил торжественную проповедь
около 1043 г.[1] В эту эпоху
– от IX до XI веков – завершилось
победоносное шествие христианства по Европе. Хотя в Европу христианство пришло
уже в первые века нашей эры, но окончательно оно утверждается как раз ко
времени описываемых событий. На севере Европы именно в это время окончательно
исчезает ересь арианства, а в Испании христианство – после долголетней борьбы –
окончательно вытесняет мусульманскую агрессию мавров. Христианство – после
долгих раздумий и богословских диспутов – принимают в Швеции и Норвегии, очень
далеких северных странах. Неслучайно великий князь Ярослав был женат на дочери
святого Олафа Норвежского, просветившего свою страну светом Христовой истины. И
дочь норвежского святого Индигерда, во святом крещении Ирина, оказалась
достойной супругой русскому князю: она прославлена в лике святых как святая
Анна Новгородская. А дочь Ярослава Анна становится королевой Франции, которую
за нравственные качества почитают до сих пор.
С другой стороны, на востоке и на юге, также
происходит окончательное определение в вопросах выбора веры. Арабские султаны и
хазарский каганат устраивают диспуты о вере, решая, какой отдать предпочтение.
Именно с вопросами выбора веры большими государствами, согласно церковному
преданию и древнерусским летописям, была связана миссия святого
Константина-Кирилла к хазарам и к арабам. Однако здесь выбор веры был иной:
арабы окончательно принимают ислам, а правящая верхушка хазарского каганата
примыкает к ново-иудейской вере.
В то же время, гностицизм первых веков
христианства, облекшись в форму движений манихеев и богомилов, проник в Европу
и на Балканы. Сектантские вожди, пропагандируя свое учение, вызвали много
богословских дискуссий, связанных с отношением к Церкви, Священному Писанию,
священству и нравственности.
Россия, находящаяся между Европой и Азией,
оказалась словно в эпицентре этих политических и богословских проблем.
Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» не мог не ответить на такие
важные вопросы своего времени.
Митрополит Илларион – первый русский митрополит
Нельзя
не сказать нескольких слов о самом авторе «Слова». О жизни митрополита
Иллариона история сохранила нам немногие, но существенные сведения. Летопись
повествует, что до звания пастыря всея России он был священником села
Берестова, где находился дворец великого князя Ярослава. Илларион и тогда был,
по выражению летописца, «муж благой и
книжник, и постник». Не довольствуясь нелегкими трудами священнического
служения, он совершал особые подвиги. Из Берестова он уходил на уединенный
днепровский холм, где выкопал своими руками тесную пещеру. Там он предавался
молитве и богомыслию. По преданию, в этой пещере начал свои молитвенные подвиги
преподобный Антоний Киево-Печерский, и эта пещера послужила началом
Киево-Печерского монастыря. Нельзя не увидеть особый Промысел Божий в том, что
родоначальник русской словесности оказался у истоков русского монашества.
Неслучайно вся русская литература – и богословская, и художественная – так
проникнута идеями самопожертвования, альтруизма, отречения от своих личных
интересов, идеями нравственности, идеями подвига ради высоких и вечных идеалов.
Митрополит
Илларион – первый митрополит, выбранный из русских и поставленный русскими
епископами. Это произошло в 1051 году. В это время отношения России с Византией
были напряженными, и князь Ярослав не отправил Святителя на рукоположение в
Константинополь. Но законность избрания была несомненна: об этом
засвидетельствовал особым письмом сам Константинопольский патриарх. «Ко времени
правления Иллариона Церковью, – пишет архиепископ Филарет (Гумилевский), –
относятся самые знаменитые события. Нестор говорит о его времени: «начат вера
Христианская плодитися», т.е. приносить плоды в сознании и жизни народа. К его
времени относилось устройство церковного богослужения, и при нем же начало
процветать духовное просвещение. Илларион хорошо знал и чувствовал нужды своего
народа, и живая любовь его находила средства удовлетворять их. Блаженная
кончина митрополита Иллариона последовала в 1067 г.»[2].
Как видно даже из таких скромных сведений, митрополит Илларион был человеком
святой жизни: он прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Он был
глубоко образованным архипастырем, и это не могло не сказаться на содержании
его Слова.
«Точность
и ясность замысла, – пишет академик Д.С. Лихачев, – отчетливо отразились в
самом названии «Слова»: «О законе, данном
через Моисея, и о благодати и истине, явленной Иисусом Христом; и о том, как
закон миновал, а благодать и истина наполнила всю землю и вера распространилась
во всех народах вплоть до нашего народа русского; и похвала великому кагану
нашему Владимиру, коим мы были крещены; и молитва к Богу от всей земли нашей».
Трехчастная композиция «Слова», подчеркнутая в названии, позволяет органически
развить основную тему «Слова» — прославление Русской земли, ее «кагана»
Владимира и князя Ярослава. Каждая часть легко вытекает из предшествующей,
постепенно сужая тему, логически, по типическим законам средневекового
мышления, переходя от общего к частному, от общих вопросов мироздания к частным
его проявлениям, от универсального к национальному, к судьбам русского народа.
Основной пафос «Слова» в систематизации, в приведении в иерархическую цепь
фактов вселенской истории в духе средневековой схематизации»[3].
Как мы видим, в первой части затрагивается богословский вопрос о спасении не
через дела закона, а благодатью, дарованной от Иисуса Христа. Во второй части
дается богословское осмысление событий всемирной истории, непосредственно
связанное с нашим государством. Наконец, третья часть содержит похвалу великому
Владимиру, благодаря личному решению которого русский народ смог просветиться
светом Христовой истины.
В первой части развивается основной вопрос
христианского богословия: вопрос отношения двух Заветов: Ветхого – «закона», и
Нового – «благодати».
“Благословен Господь Бог Израилев”,
Бог христианский, “что посетил народ Свой и сотворил избавление ему” (Лк. 1,
68)! Ибо вовсе не попустил творению Своему пребывать во власти идольской тьмы и
погибать в служении бесовском. Но прежде скрижалями и законом оправдал род
Авраамов, затем же Сыном Своим спас все народы, Евангелием и крещением путеводя
их в обновление возрождения, в жизнь вечную[4].
Излагая
Священную библейскую историю, митрополит Илларион дает ее в традиционном
толковании святого апостола Павла, взятого из его Послания к Галатам:
Прежде был
дан закон, а потом – благодать, прежде – тень, а потом – истина. Прообраз
закона и благодати – Агарь и Сарра, рабыня Агарь и свободная Сарра: прежде –
рабыня, а потом – свободная. Слово о
законе и благодати |
Ибо
написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который
от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В
этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в
рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и
соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Послание
к Галатам, 4:22–26 |
Ученые
указывают на несомненное влияние святоотеческих текстов, в частности, слова
преподобного Ефрема Сирина на Преображение[5].
И неудивительно: великий князь Ярослав, согласно Повести временных лет, устроил
на Руси не только школы, где давал образование своему народу, но в Киеве
организовал своего рода институт переводчиков греческих текстов – без сомнения,
по аналогии с традицией образования в Византии и нарождающимися университетами
на Западе.
Митрополит
Илларион указывает, что теперь, после пришествия Христа, ветхозаветный
иудейский закон уходит в прошлое, а будущее – за Христианством:
Ведь закон предтечей был и
служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель
будущего века, жизни нетленной.
В
противопоставлении закона и благодати нельзя не увидеть скрытую – а, может
быть, и явную, – полемику с иудаизмом[6].
Хотя сокрушительное поражение хазарскому каганату нанес уже великий князь
Святослав, но каганат был еще силен, и в памяти Нестора-летописца хорошо
сохранилось, как «сладко» жилось славянскому племени дулебов под властью авар.
Ученые предполагают, что именно хазарский каганат был причиной охлаждения
отношений Византии и России в то время, и что поход Владимира Ярославича на
Константинополь в 1043 году был инспирирован именно хазарами. Поэтому и великий
равноапостольный Владимир и великий
князь Ярослав именуются каганами – титулом правителя Хазарского канагата.
Всемирное
значение Христианство доказывается в «Слове» тем, что закон Моисея носил не
только временное, но и местное значение.
Прежде ведь в Иерусалиме только
подобало поклоняться Господу: ныне же — по всей земле. И как некогда
говорил Гедеон Богу: если рукою моею спасёшь Израиль, пусть будет только на
руне роса, а по всей земле — сушь (Суд. 6,36—37), так и произошло. Ибо прежде
пребывала по всей земле сушь, потому что все народы лежали во зле идольском и
не принимали росы благодати. И лишь в Иудее ведом был Бог, и “у Израиля велико
имя Его” (Пс. 75,2), и о Иерусалиме едином славим был Бог. И ещё говорил Гедеон
Богу: пусть будет только на руне сушь, по всей же земле — роса (Суд. 6,39). Так
и произошло. И иудейство прекратилось, и закон миновал, жертвы неугодны, ковчег
и скрижали и очистилище отняты. По всей же земле — роса (Суд. 6,39): и по всей
земле простёрлась вера, дождь благодати оросил народы, купель
возрождения облекает сынов своих в нетление. И, как говорил Спаситель
самарянке: близится время, и ныне пришло, когда не на горе сей и не в
Иерусалиме будут поклоняться Отцу, но будут истинные поклоняющиеся, которые
поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таковых поклоняющихся Ему и ищет Отец (Ин.
4,21.23),— то есть Отец с Сыном и Святым Духом,— так и произошло. И по
всей земле уже славится Святая Троица и поклонение приемлет от всей твари.
Митрополит
Илларион показывает, что выбор веры оказывается той фундаментальной основой,
которая определяет историческую перспективу развития государства и народа. Русь
выбрала Христианство – жизнь будущего века – и оказалась права и с земной,
исторической точки зрения: Русь стала великой мировой державой, оказывающей
влияние на судьбы мировой истории. А Хазарский каганат, выбрав иудейскую веру,
проиграл и в историческом плане: он существовал недолго и вскоре был поглощен
соседними государствами. Здесь богословская аргументация Святителя выходит на
государственно-политический уровень.
В
то же время митрополит Илларион не отвергает ветхозаветный закон в духе
Маркиона или в манихейской интерпретации. Закон для митрополита Иллариона
божественен, он дан тем же самым Богом, что и христианская благодать:
Ибо закон, приводил подзаконных к
благодатному крещению, а крещение провождает сынов своих в жизнь вечную. Моисей
ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о
воскресении и жизни в будущем веке».
И здесь несомненно, что в Слове о
законе и благодати отразилась не только полемика с иудаизмом, но здесь мы
видим, что Слово явилось богословским ответом на теологические споры, которые
велись в это время в средневековой Европе.
«Нельзя
представить себе Киевскую Церковь как нечто замкнутое и уединенное, – пишет
протоиерей Георгий Флоровский, – В XI и XII веках она довольно тесно связана и
с Цареградом, и с Афоном, и с удаленной Палестиной, бывшей тогда в руках
крестоносцев. И с Западом связи были постоянными и довольно развитыми»[7].
Слово произносилось около 1043 года. Европа все еще находилась в евхаристическом
единении с Востоком, но до времени отделения Рима от Православия остается чуть
больше 10 лет. В это время в Европе распространяется ряд ересей.
Поразительные сведения приводит англиканский
каноник Робертсон. Он пишет: «Во Франции около 1000 года появляется некий
крестьянин Леутард. Он заявлял, что во время своего сна на поле получил
сообщение с неба, после чего отправился домой, развелся с женой «как бы по
евангельскому правилу», и, отправившись в церковь, разрушил распятие. Он
отвергал уплату десятины и говорил, что некоторым частям Писания верить не
нужно, хотя, когда епископ потребовал его к ответу, ссылался на библейский
текст в доказательство своего посланничества. Кроме него явился Вильгард,
учитель грамматики из Равенны, который попытался восстановить классическое
язычество, утверждал, что учениям поэтов нужно верить во всем. Современники
рассказывали, что к нему по ночам обыкновенно являлись демоны под именами
Вергилия, Горация и Ювенала. Язычество было весьма распространено в Сардинии, и
многие пытались перенести его в Италию, но были прогнаны православными. В
Аквитании в 1017 году была открыта секта манихеев, а в 1022 году манихеи были
обнаружены в Орлеане. Сектанты будто бы получили свое учение от от одной
проповедницы, которая прибыла из Италии и была настолько «полна бесами», что
могла совращать самых ученых лиц. Секта распространялась тайно, причем в числе
ее сторонников был духовный отец королевы Констанции, десять кафедральных
каноников и много знатных лиц не только в Орлеане, но даже и в королевском
дворце. Сектанты учили, что Христос будто бы не рождался от Девы Марии, что Он
не был в действительности распят и погребен, и не воскресал, что крещение не
имеет никакого значения для смытия греха, что евхаристическая молитва
священника не превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Искупителя, что не нужно
молиться мученикам или исповедникам. На вопрос, как достигнуть спасения, если
прежние средства оказываются недействительными, еретики отвечали, что они
совершают над своими последователями возложение рук, которое очищает от всякого
греха и наполняет Духом, так что после этого человек начинает понимать Писание
во всей глубине. Еретики давали своим последователям «небесную пищу», благодаря
которой они будут способны видеть видения и наслаждаться непосредственным
общением с Богом. Рассказывали, что еретики на этих собраниях возносили литанию
злым духам, что им являлся диавол в виде небольшого животного, что свечи тогда
тушились и каждый мужчина обнимал находившуюся поближе к нему женщину. Ребенок,
родившийся от такого свального греха, на восьмой день по своем рождении
сжигался, пепел его сохранялся для того, чтобы впоследствии раздаваться под
именем небесной пищи. Сила этого диавольского таинства была такова, что всякий,
принимавший его, делался непоколебимо преданным ереси. Сектанты с презрением
говорили о Святой Троице и о чудесах, рассказываемых в Писании, утверждали, что
небо и земля вечны и не сотворены, учили, что грехи не подлежат наказанию и что
обычные религиозно-нравственные обязанности излишни и бесполезны. В 1025 году
была открыта новая секта. Ее последователи отрицали пользу крещения и
евхаристии, приводя три основания: недостоинство духовенства, то
обстоятельство, что грехи, от которых отрекаются в купели, впоследствии опять
совершаются, и мысль, что младенец, неспособный веровать сам, не может получить
пользы от исповедания своих восприемников. Они отрицали исповедь, уничижали
Церковь, говорили, что храмы не более святы, чем обычные здания, и что
жертвенник есть только куча камней. Они отрицали священство, рукоположение,
употребление колоколов, каждения, пения и, наконец, отрицали и воскресение.
Свое заблуждение они основывали на словах Священного Писания» [8].
В
противоположность европейским учениям, отрицавшим подлинность Священного
Писания, митрополит Илларион развивает христианскую идею богословия истории.
Для митрополита Иллариона подлинность повествования Библии не подвергается
сомнению. Он вкратце пересказывает существенные моменты ветхозаветной истории
богоизбранного народа.
И как
Авраам с юных лет своих имел женою себе Сарру, свободную, а не рабу, так и Бог
испокон веков изволил и рассудил послать Сына Своего в мир и Им явить
благодать. Однако Сарра не рождала, будучи неплодной. Вернее, не была она
неплодна, но Промыслом Божественным определена была познать чадорождение в
старости своей. … И изгнана
была Агарь-рабыня с сыном её Измаилом, а Исаак, сын свободной, стал наследником
Аврааму, отцу своему (Быт. 21,11—14; 25,5). — Изгнаны были и иудеи и рассеяны
среди язычников, а чада благодати, христиане, стали наследниками Богу и Отцу. …
Исполнилось благословение, преподанное Манассии, на иудеях, а воспринятое
Ефремом — на христианах: ибо Манассиино старшинство было благословлено левой
рукой Иаковлевой, а Ефремово младшинство — правой. … И как некогда
говорил Гедеон Богу: если рукою моею спасёшь Израиль, пусть будет только на
руне роса, а по всей земле — сушь, так и произошло. …
И не
ограничиваясь Ветхим Заветом, автор «Слова о законе и благодати» пересказывает
события Евангельской истории:
Предвечно от Отца рождённый, Бог
и Сын Божий, единосопрестольный Отцу, единосущный Ему, как и свет —
солнцу, сошёл на землю и посетил народ Свой. Не разлучившись и с Отцом, Он
воплотился от Девы. … как человек, Он питался материнским млеком …
как человек, Он был повит пеленами … лежал в яслях … бежал в Египет
… пришёл воспринять крещение … сорок
дней постился и взалкал … пришёл на брак в Кане Галилейской … воссел на осля …
был распят … положен был во гробе, — но, как Бог, разрушил ад и страждущие
там души освободил.
Вместе с
событиями Евангельской истории упоминается и о разрушении Иерусалима римлянами,
как доказательство историко-политической ветхости некогда спасительной
иудейской веры. Сам факт разрушения Иерусалима показывает: ветхозаветный
иудаизм отошел в прошлое, тень исчезла, когда появилось солнце – Христианская
благодать:
И потому, приблизившись к Иерусалиму
и увидев город, Иисус прослезился, говоря о нём: “О, если бы и ты хотя в сей
твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих;
ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и
стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, .... за то,
что ты не узнал времени посещения твоего”. И ещё: “Иерусалим, Иерусалим,
избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я
собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не
захотели! Се, оставляется ... дом ваш пуст”! Так и произошло. Ибо, пришед,
римляне пленили Иерусалим и разрушили до основания его. И тогда иудейство
пришло к погибели, а затем закон, как вечерняя заря, угас, и иудеи рассеяны были
среди язычников, чтобы зло не пребывало в скоплении. Итак, пришёл Спаситель, но
не был принят Израилем, по словам Евангелия: “Пришел к своим, и свои Его не
приняли”. Языческими же народами Христос был принят. Как говорит Иаков:
и Он — чаяние языков. Ибо и по рождестве Его прежде поклонились Ему волхвы из
язычников. Иудеи же убить Его искали, почему и совершилось избиение младенцев.
И исполнились слова Спасителя: “Многие придут с востока и запада и возлягут с
Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны Царства извержены будут
во тьму внешнюю”. И ещё: “Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народам,
приносящим плоды его”.
Именно
историческая подлинность Священного Писания и позволяет включить Россию в
контекст мировой истории. «”Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона
открывает философско-историческую перспективу, т.к. именно оно в отечественной
традиции приобретает значение образца, по которому равняются до XVII века», –
пишут современные ученые[9].
Но новое учение — новые мехи, новые
народы! “И сберегается то и другое”. … Так и совершилось. Ибо вера благодатная
простёрлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И езеро закона
пресохло. Евангельский источник, исполнившись воды и покрыв всю землю, разлился
и до наших пределов. И вот уже со всеми христианами и мы славим Святую Троицу,
а Иудея молчит; Христос прославляется, а иудеи проклинаются; язычники
приведены, а иудеи отринуты. … И уже не идолопоклонниками зовёмся, но
христианами, не без упования ещё живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже
не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем; уже не друг
друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, закалаем и раздробляем
в Жертву Богу и Отцу. И уже не как прежде, жертвенную кровь вкушая,
погибаем, но, пречистую Кровь Христову вкушая, спасаемся. …
Просвещение
нашей страны светом Христианства оказывается – согласно митрополиту Иллариону –
исполнением древних пророчеств, в частности, пророков Исаии и Осии:
Тогда как пуста и иссохша была земля
наша, ибо идольский зной иссушил её, внезапно разлился источник Евангельский,
напояя всю землю нашу. Как говорит Исаия: прольются воды странствующим в
пустыне, и превратится земля безводная в озеро, и в земле жаждущей будет
источник вод[10]
(Ис.35:6,7). … И хотя прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не
различали правой и левой руки и, прилежа земному, нисколько не заботились о
небесном, ниспослал Господь и нам заповеди, ведущие в жизнь вечную, по
пророчеству Осии: и будет в день тот, говорит Господь, дам завет им быть в
союзе с птицами небесными и зверями полевыми, и скажу не Моему народу: “ты —
народ Мой”, и он скажет Мне: “Ты — Господь Бог мой”[11].
Если на
Западе многочисленные сектанты манихейского толка сомневались в необходимости
крещения, отвергали священство, не принимали Евхаристию и порицали Церковь, то
– как показывает нам текст «Слова» – Русь действительно оправдывала свое
наименование святой. Мы видим, что именно Церковь – Русская Православная
Церковь вместе с Греческой Православной Церковью – и осуществляли преображение
и просвещение некогда дикой страны. «Слово» не дает ни малейшего повода
сомневаться в том, что русские христиане были глубоко церковными людьми и
принимали Православие во всей его полноте святоотеческого предания и
Вселенского соборного Православия.
Итак, быв
чуждыми, наречены мы народом Божиим, быв врагами, названы сынами Его. И не
по-иудейски потому злословим Его, но по-христиански благословляем; не совет
держим, как распять Его, но как Распятому поклониться; не распинаем Спасителя,
но руки воздеваем к Нему; не прободаем ребр Его, но пием из них текущую
животворящую Кровь Христову как источник нетления; не тридцать сребреников
взимаем за предание Его, но “друг друга и весь живот наш” предаем Ему; не таим
воскресения Его, но во всех домах своих возглашаем: “Христос воскресе из
мертвых”; не говорим, будто Он похищен был из гроба, но возвещаем, что вознесся
туда, где и был; не не веруем, но, как и Петр, к Нему взываем: “Ты — Христос,
Сын Бога Живого” — и восклицаем вместе
с Фомой: Ты — Господь наш и Бог — и с
разбойником благоразумным: помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! И так в Него веруя и содержа
предание Святых Отцов семи Соборов, молим Бога и ещё и ещё ниспослать нам
поспешение Свое и направить нас на путь заповедей Его!
На фоне событий в Европе Киевская Русь
действительно сияла путеводной звездой для всего мира. Всего полвека прошло со
времени Крещения Руси, но язычество уже не играло практически никакой роли. В
«Слове» о нем говорится как о давнем и невозвратном прошлом. Никаких ересей,
подобных западным, на Руси не замечается. Наоборот, положение Христианства на
Руси, которое проглядывает за торжественными словами митрополита Иллариона,
видится как крепкая и твердая Православная вера, глубокая церковность народа и
высокое благочестие как рядовых верующих, так и великих князей и всего
княжеского двора. Академик Никольский писал: «При Владимире и при сыне его
Ярославе русское христианство было проникнуто светлым и возвышенным оптимизмом
мировой религии»[12].
Благодаря такому пониманию Священного Писания, митрополит Илларион
раскрывает перед своими слушателями высокую истину, что Крещение Руси есть
новый, логически обоснованный этап Священной Истории: Христианство призвано
покорить всю Вселенную, и теперь это осуществляется на примере Святой Руси.
Третья часть «Слова» – заветы будущим
потомкам
Такой подход к мировой истории, выражающий идеи реальности и
действенности Промысла Божия, позволяет митрополиту Иллариону органично перейти
к третьей части своей проповеди – к прославлению святого равноапостольного
великого князя Владимира, крестившего Русь, и великого князя Ярослава.
Хвалит же гласом хваления Римская
страна Петра и Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; восхваляют
Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все
страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены
православной вере. Восхвалим же и мы, — по немощи нашей хотя бы и малыми
похвалами, — свершившего великие и досточудные деяния учителя и наставника
нашего, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря и сына
славного Святослава.
Митрополит Илларион указывает на достоинство великого князя Владимира
и как правителя великой страны, и как благочестивого христианина:
И когда во дни свои так он жил и
справедливо, твёрдо и мудро пас землю свою, посетил его посещением Своим
Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в
сердце его свет ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и
взыскать единого Бога, сотворившего всё видимое и невидимое. возгорелся духом и
возжелал он сердцем стать христианином самому и христианской —
земле его. Так, по изволению Божию о человеческом роде, и произошло. И совлёк с
себя князь наш вместе с одеждами ветхого человека, отложил тленное, отряс прах
неверия — и вошёл в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа
крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветлённый, став сыном
нетления, сыном воскресения (Лк. 20,36). Имя
принял он древнее, славное в роды и роды — Василий, с которым и вписан в книгу
жизни, в вышнем граде, нетленном Иерусалиме.
Глубина восприятия христианской веры оказалась у святого Владимира
настолько велика, что он не смог ограничиться только одним личным благочестием
и пожелал приобщить к вере будущего века всю свою страну:
И, совершив сие, не
остановился он на том в подвиге благочестия и не только тем явил вселившуюся в
него любовь к Богу. Но простёрся далее, повелев и всей земле своей креститься
во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы во всех градах и ясноречиво и
велегласно славиться Святой Троице, и всем быть христианами: малым и великим,
рабам и свободным, юным и старым, боярам и простонародью, богатым и убогим.
Митрополит Илларион показывает, что вся Русь обязана своим
крещением и, следовательно, своим величием как в настоящем веке, так и в
будущем, своему правителю. «Подчёркивая, что крещение Руси было личным делом
одного только князя Владимира, в котором соединилось "благоверие с
властью", Илларион явно полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших
себе инициативу крещения "варварского" народа», – пишет современная
исследовательница[13].
Необходимо отметить еще один момент. Неслучайно равноапостольный Владимир
именуется в «Слове» каганом. В то время это был титул правителя,
соответствующий византийскому императору. И таким образом, митрополит Илларион
показывает, что великий князь русский Владимир не уступает в своем царском достоинстве
ни каганам Хазарии, ни порфирородным императорам Византии. Митрополит Илларион
не ограничивается утверждением того факта, что великий князь Владимир равен
византийскому императору. Он идет дальше:
О подобный великому Константину,
равный ему умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к
служителям Его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу своему,—
ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами, с великим смирением
совещался с ними о том, как уставить закон нашему народу, новопознавшему
Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской земле, ты же — на Руси:
ибо Христос уже как у них, так и у нас зовётся Царем. Тот с матерью своей
Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима и распространив его по
всему миру своему,— ты же с бабкою твоею Ольгою веру утвердил, принеся крест из
нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив его по всей земле
твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником
одной с ним славы и чести в награду за благочестие твое, которое стяжал ты
в жизни своей.
Сравнение князя Владимира и его бабки Ольги со святым
равноапостольным Константином и его матерью Еленой тоже глубоко символично.
Здесь первый русский митрополит ясно показывает, что Владимир сделал для Руси
то же, что Константин для Византии. Следовательно, развивается мысль автора,
великий князь Владимир не только не уступает современным византийским
императорам, но даже намного превосходит их, как превосходит святой
равноапостольный Константин любого другого византийского императора.
Мы видим, что основой, послужившей историческому величию великого
князя Владимира, явилась Христианская вера. «Выход Руси с принятием христианства на
внешнеполитическую арену в качестве равного сильнейшим государства …
действительно сделали Русь сильной страной», – пишет Л.А. Гайдукова[14].
Именно принятие
Православия поставило русского князя на высокий престол правителя мировой
державы. С точки зрения митрополита Иллариона оказывается, что именно
богословие лежит в основе превращения страны в государство мирового значения.
Если правильно выбрать веру, принять истинные догматы, – как бы так говорит
русский святитель, – то народ и страна органично входят в действие спасающего
Промысла Божия, и мировая история уже не мыслится без них.
«Слово» и византийская образованность
Наконец, следует указать и еще одну немаловажную деталь «Слова»
митрополита Иллариона. Оно является прекрасным образцом не только русской
стилистики и красноречия, но – и это очень важно – является прекрасным образцом
византийской риторики. Протоиерей Георгий Флоровский пишет, что о «Слове»
митрополита Иллариона «даже придирчивый Голубинский принужден был отозваться
как о безупречной академической речи, с которой из новых речей идут в сравнение
только речи Карамзина»[15].
В качестве примера можно привести такие яркие фрагменты словесного дара святого
русского митрополита.
Один из Святой Троицы, Он
— в двух естествах, Божестве и человечестве, совершенный, а не призрачный
человек — по вочеловечению, но и совершенный Бог — по Божеству, а не простой
человек, явив на земле свойственное Божеству и свойственное человечеству:
как человек, Он, возрастая, ширил материнское лоно, — но, как
Бог, исшел из него, не повредив девства;
как человек, Он питался материнским млеком,— но, как Бог, повелел
ангелам с пастырями воспевать: “Слава в вышних Богу”;
как человек, Он был повит
пеленами — но, как Бог, звездою
путеводил волхвов;
как человек, Он возлежал в яслях,— но, как Бог, принял от
волхвов дары и поклонение;
как человек, Он бежал в Египет,— но, как Богу, поклонились Ему
рукотворения египетские;
как человек, Он пришёл воспринять крещение,— но, как Бога,
устрашившись Его, Иордан обратился вспять;
как человек, обнажившись, Он вошёл в воду,— но, как Бог, приял
свидетельство от Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный”;
как человек, Он сорок дней постился и взалкал,— но, как Бог,
победил искусителя;
как человек, Он пришёл на брак в Кане Галилейской,— но, как Бог,
претворил воду в вино;
как человек, Он спал в корабле,— но, как Бог, запретил бушевать
ветрам и морю — и они повиновались Ему;
Флоровский пишет: «Это,
действительно, превосходный образец ораторского искусства: язык свободный,
гибкий, чувствуется напряженность христианских переживаний, очень стройный и
прозрачный план» [16]. Протоиерей
Георгий называет митрополита Иллариона «ритором не худших времен греческого
ораторства, а настоящим оратором времен его процветания» [17].
В «Слове» митрополита Иллариона видно, что он в совершенстве овладел
византийским словесным искусством. И не только овладел, но сумел перенести его
на русскую почву, тем самым показав, что с самого начала своей истории Русь
легко вбирала в свою культуру мировые достижения. Вбирала, делала своими,
свободно пользуясь ими для выражения своих мыслей. Академик Д.С.Лихачев пишет: «За
русскими пределами «Слово» Илариона отразилось в произведениях хиландарского
сербского монаха Доментиана (XIII в.) — в двух его житиях: Симеона и
Саввы»[18].
Русская культура, таким образом, сразу взяла
небывалую высоту словесного искусства и с первых лет существования Руси как
христианского государства оказывала влияние на развитие мировой культуры.
Митрополит Илларион завершает свое «Слово» пламенной молитвой к
Богу. Как бы от лица всего русского народа митрополит Илларион обращается к
Богу, к Пресвятой Троице, к Богочеловеку Христу с просьбой всегда сохранять
страну в чистоте:
О Владыко, Царю и Боже наш, высокий
и славный, о Человеколюбче, по трудам воздающий праведникам сим славу же
и честь и причастниками творящий Царства Своего, помяни, Благий, и нас, убогих
Твоих, ибо Человеколюбец — имя Твое! Хотя и не имеем мы добрых дел, но спаси
нас по великой Твоей милости, ибо мы — “народ Твой и Твоей пажити овцы”, стадо Твое,
кое недавно Ты начал пасти, исторгнув из пагубы идолослужения! Пастырь
добрый, положивший душу Свою за овец, не оставь нас, хотя и доселе
блуждаем, не отвергни нас, хотя и доселе согрешаем Тебе вопреки, подобно
новообретенным рабам, ни в чем не угождающим господину своему; не возгнушайся,
хотя и малое мы стадо, но скажи нам: “Не бойся, малое стадо, ибо Отец
ваш Небесный благоволил дать вам Царство”! Боже, милостью богатый и
благощедрый, обещавший принять кающегося и ожидающий обращения грешников, не
помяни множества грехов наших, приими нас, прибегающих к Тебе, изгладь
рукописание прегрешений наших, угаси гнев Твой, коим разгневали Тебя,
Человеколюбче, ибо Ты — Господь наш, Владыка и Творец и во власти Твоей
— или жить, или умереть! …
В этой
молитве мы видим твердую веру русского народа в промыслительную силу благого
человеколюбца Бога. Здесь ясно прочитывается сознание человеческой немощи и
признание того, что человек есть грешник. В этой молитве полностью отсутствует
самодовольство или гордыня своим новым особым положением среди других
государств. Молитва проникнута глубоким смирением и сознанием своих
несовершенств. И предстоятель Руси просит Господа простить эти – чисто
человеческие – грехи по Его великой милости. Сравнивая Киев с Иерусалимом, а
Русь называя новым богоизбранным народом, митрополит Илларион страшится того,
чтобы судьба его страны не стала подобна судьбе ветхого Иерусалима, чтобы грехи
людей не превысили терпение Божие, но чтобы Русь навсегда сияла небесной
чистотой и святостью. Эта молитва как бы некий драгоценный венец завершает
«Слово». С этого момента все темы, обозначенные в молитве, навсегда войдут в
сокровищницу тем русской литературы. Милость, терпение, кротость, смирение,
святость – навсегда станут излюбленными темами не только прославленных богословов,
но и всех русских художников слова. И основой этих тем – и всей русской мысли –
навсегда останется вера в бытие Божие и в неизменное благоволение Божие к
русской земле и русскому народу.
Заключение
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
начинает русскую словесность: и православное русское богословие, и русскую
художественную литературу. Из этого произведения, как из некоего доброго
семени, выросла вся отечественная словесная культура. Оно ясно показывает, что
коренную сущность Руси и русского народа, всей русской культуры составляет
Православная вера в спасительный подвиг Богочеловека Христа. Христианство
преобразило нашу страну и вывело ее на арену мировой истории. Христианские идеи
смирения, терпения, молитвы, правды и милости сформировали русскую литературу.
Поистине этим «Словом» началась Святая Русь, навсегда засвидетельствовавшая
превосходство благодати Христовой.
[1] Ученые по-разному определяют время
произнесения проповеди. Наиболее вероятно, с
точки зрения академика Д.С. Лихачева, мнение М.Д. Приселкова, который определяет
время произнесения «Слова» промежутком между 1037 и 1043 годами, ближе к 1043
г.
[2] Филарет (Гумилевский), архиеп.
Историческое учение об Отцах Церкви. Т.3. Киев, 2007. С. 308, 309.
[3] Лихачев Д. С. Великое
наследие. Классические произведения литературы Древней Руси //
Д. С. Лихачев. Избранные работы в трех томах. Том 2. Л., 1987.
С. 3-342.
[4] «Слово о законе и
благодати» в переводе А.И. Юрченко
(http://www.textology.ru/urch/illarion.html)
по: Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн.3. М., 1994.
С.599-616.
[5] Лихачев Д.С. Великое наследие…
[6] Филарет (Гумилевский), архиеп.
Историческое учение об Отцах Церкви. Т.3. Киев, 2007. С.310.
[7] Флоровский Г., прот. Пути русского
богословия. Минск, 2006. С.11.
[8] Робертсон Дж.С. История Христианской
Церкви. Т.1. СПб., 1890. С.983–990.
[9] Горский В.С. Образ истории в «Слове о Законе и Благодати» Илариона //
Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и
белорусского народов. Киев, 1987. С. 39.
[10] «Возвеселится пустыня и сухая земля, и
возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; … они увидят славу
Господа, величие Бога нашего. … Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого
будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. И превратится
призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод» (Ис.35:1-7).
[11] «И будет в тот день, говорит Господь …
заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с
пресмыкающимися по земле; … и дам им жить в безопасности … и скажу не Моему
народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"»
(Ос.2:16,18,23).
[12] Никольский
Н.К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. 1913, кн. 6. С. 12.
[13] Гайдукова Л.А. «Слово о законе и
благодати» Иллариона: источник, автор, эпоха // http://zhurnal.lib.ru/g/gajdukowa_l_a/ilarion.shtml
[14] Гайдукова Л.А. «Слово о законе и
благодати» Иллариона: источник, автор, эпоха // http://zhurnal.lib.ru/g/gajdukowa_l_a/ilarion.shtml
[15] Флоровский Г., прот. Пути русского
богословия. Минск, 2006. С.11.
[16] Флоровский Г., прот. Пути… С.12.
[17] Флоровский Г., прот. Пути… С.11.
[18] Лихачев Д.С. Великое наследие…